Справка к коллегии Росздравнадзора 19.09.2007 г.
Справка
к коллегии Росздравнадзора 19.09.2007 г.
Вопрос: О плане мероприятий Росздравнадзора по переходу фармацевтических предприятий на стандарты GMP


Российская фармацевтическая промышленности относится к одной из наиболее активно развивающихся отраслей промышленности в Российской Федерации. Продажи готовых лекарственных средств в Российской Федерации в 2006 году составили более 61 млрд. рублей. Отрасль демонстрирует достаточно устойчивые темпы роста. По итогам 2006 г. выпуск товарной продукции увеличился по сравнению с 2005 годом на 30%.

Российская фармацевтическая отрасль, проигрывая в объемах продаж импортным препаратам, тем не менее, обеспечивает здравоохранение лекарственными средствами на 68%. В госпитальном секторе российская фармацевтическая отрасль обеспечивает 35% потребности страны в денежном выражении и 81% в товарном.
Следует отметить, что потребности населения в высокоэффективных препаратах, особенно в инъекционных формах, удовлетворяются в основном за счет зарубежных производителей.

По данным Росздравнадзора (по состоянию на 1.09.2007 в Российской Федерации зарегистрировано лекарственных средств отечественного производства – 1925 (МНН-1377), из них оригинальных только 65 наименований. Остальные зарегистрированные лекарственные препараты являются дженерическими, то есть воспроизведенными копиями оригинальных препаратов.

Производство лекарственных средств в Российской Федерации осуществляют около 640 организаций. Особенностью фармацевтической отрасли Российской Федерации является ее низкая консолидация. В ее структуре преобладают малые и средние предприятия, имеющие небольшую капитализацию и, соответственно, недостаточный потенциал для технического перевооружения и внедрения современных высокотехнологических процессов, проведения научных разработок. Только 3% производства отрасли являются крупными корпорациями. Около 80% объема фармацевтической продукции выпускают 25 крупных компаний отрасли.

В настоящее время все фармацевтические предприятия Российской Федерации можно разделить на 3 группы по признаку их соответствия международным требованиям к организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP):

  • Группа А – предприятия полностью работающие по стандарту GMP;
  • Группа Б – На предприятии действует система обеспечения качества. Отдельные производственные участки работают по GMP. Выполняется программа внедрения стандартов GMP;
  • Группа В – предприятия не приступили к внедрению GMP. Отсутствует система обеспечения качества и программа модернизации.
  • Производство лекарственных средств с использованием высоких технологий;
  • Производство фармацевтических субстанций.

Рассмотрим отдельно эти группы предприятий.

Группа А.

К этой группе в основном относятся:

а) новые отечественные предприятия и предприятия со смешанным капиталом, изначально построенные в соответствии с международными требованиями (ЗАО «ЗИО Здоровье», ЗАО «ФармФирма «Сотекс», ЗАО «Макиз Фарма», ЗАО «Канонфарма продакшн», «Гедеон Рихтер-Рус», «КРКА-Рус», «Серл», «Сервье», «Хемофарм» и др.), а также

б) крупные отечественные фармацевтические компании, с 90-х годов начавшие поэтапный переход на международные требования, и образовавшиеся за последнее время фармацевтические корпорации (ОАО «Нижфарм», ОАО «Акрихин», ОАО «Фармстандарт», ОАО «Верофарм и др.). Финансовые возможности этих предприятий позволяют им организовывать производство в соответствии с международными требованиями и проводить поэтапную и/или кардинальную реконструкцию своих производственных участков.
Количество отечественных фармацевтических производителей, относящихся в данной группе, по разным оценкам составляет от 20 до 100.

Как правило, предприятия, относящиеся к Группе А подтверждают соответствие своих производств международным требованиями путем проведения международных инспекций с целью участия в тендерах на производство препаратов по линии ВОЗ и экспорта своих препаратов за рубеж. За последнее время 10 российских предприятий прошли оценку инспектората ВОЗ на соответствие правилам GMP EC.

Группа Б.

К этой группе в основном относятся предприятия с длительной историей «жизни», построенные в советские или перестроечные времена, которые из-за финансовых, либо других проблем вовремя не начали переход на международные рельсы. Для «старых» советских предприятий характерен достаточно высокий уровень организации производства и контроля качества при состоянии производственных мощностей, не соответствующих современным требованиям. Путями перехода этих предприятий на международные требования, в первую очередь, являются привлечение инвестиций, а также политика преференций в отношении отечественных производителей.

К другому типу предприятий «Группы В» можно отнести вновь построенные предприятия, проблемы которых связаны в первую очередь с неэффективным функционированием отдельных элементов системы управления качеством. Решение проблем данных предприятий лежит в повышении квалификации сотрудников, осуществлении обязательных элементов функционирования СМК, таких как валидация критических процессов, проведение самоинспекций и пр.

Общее количество предприятий, которых можно отнести к группе «В» оценивается около 300.

Группа В.

Предприятия не приступили к внедрению GMP. Отсутствует система обеспечения качества и программа модернизации.

К данной группе предприятий относятся в основном организации, созданные в годы перестройки, которые не могут и/или не хотят перейти на современные рельсы. Как правило, такие предприятия функционируют в полутени, не обращаются в Росздравнадзор за разрешениями и выявляются при плановых и/или внеплановых проверках. За 2005-2006 год Росздравнадзором было приостановлено действие 28 лицензий и аннулировано 7 лицензий.

В отдельную группу можно вывести производство лекарственных средств с использованием высоких технологий, выпускаемых на базе научно-исследовательских центров и институтов. Требования к организации производства и контроля качества данных препаратов имеют свои специфические особенности, связанные с полупромышленными или даже лабораторными объемами производства и спецификой их наработки.

Производство фармацевтических субстанций.

Начиная с 1991 года, крупнотоннажное производство фармацевтических субстанций в Российской Федерации было прекращено, в связи с большими энергозатратами и нерентабильностью производства, а также отменой налоговых льгот для производителей лекарственных средств. В настоящее время большая часть рынка представлена субстанциями китайских и индийских производителей, качество которых не всегда соответствует необходимым требованиям.

За последние 2 года наблюдается тенденция положительного изменения в этом секторе фармацевтической отрасли. Отечественные производители субстанций не только возобновляют производство, но и расширяют номенклатуру производимых субстанций. Предприятия, осуществляющие синтез оригинальных и высокотехнологичных субстанций: («Фармсинтез» (г. Санкт-Петербург), «Мир-Фарм» (г. Обнинск), «Фарм-Синтез» (Москва), ОАО «Омутнинская научная опытно-промышленная база» (Кировская обл.), ФГУП СКТБ «Технолог» (Санкт-Петербург).

Несмотря на положительные тенденции, основной проблемой фармацевтического рынка субстанций является полная зависимость отечественных производителей готовых лекарственных препаратов, относящихся к средствам, обеспечивающим функционирование страны, от иностранных производителей.

В связи с вышеизложенным состоянием отечественной фармацевтической промышленности, выступают следующие проблемы перехода на международные нормы, которые требуют первоочередного решения (см. Приложение 1):

Проблема 1. Отсутствие утвержденных обязательных правил производства и контроля качества лекарственных средств (в виде Приказа Минздравсоцразвития России, утвержденного Минюстом России).

В связи с введением в действие Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», требования отраслевых и национальных стандартов перешли в раздел рекомендательных документов. Технический регламент, регламентирующий требования к производству и контролю качества лекарственных средств, отсутствует. Росздравнадзор подготовил предложения к проектам федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О лекарственных средствах» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

В апреле 2007 года Росздравнадзором был разработан проект Приказа «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» и направлен на рассмотрение в Минздравсоцразвития России. До настоящего времени данный приказ находится на рассмотрении. Принятие его необходимо для осуществления государством эффективного контроля фармацевтических предприятий отрасли. Данная проблема пересекается с проблемой отсутствия эффективных государственных мер воздействия на производителей, деятельность которых не соответствует современным требованиям.

Проблема 2. Отсутствие эффективных государственных мер воздействия на производителей, деятельность которых не соответствует современным требованиям.

В настоящее время приостановка действия лицензии на производство лекарственных средств возможна только по решению арбитражного суда. Как свидетельствует практика инспектирования отечественных производителей (см. Приложение 2), с момента введения данной нормы ни один арбитражный суд не принял решения о приостановке действия лицензии, несмотря на серьезность выявленных нарушений.

В последнее время лицензирование производства лекарственных осуществляется по лекарственным формам, а продление действующих лицензий проводится по формальным признакам в порядке переоформления лицензии (по заявлению производителя). Все это вместе привело к тому, что Росздравнадзором фактически потеряны рычаги влияния на недобросовестных производителей. Единственной реальной возможностью остается отказ в выдаче лицензии для вновь лицензируемых площадок, либо лицензиатов, у которых срок ранее действующей лицензии истек.

Требуется разработка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу, которые позволили бы усилить роль надзорных органов в целях перехода промышленности на современные рельсы.

Проблема 3. Отсутствие Программы Правительства по мерам стимулирования отечественной фармацевтической отрасли.

Как уже говорилось выше, Российская Федерация оказалась заложником иностранных производителей фармацевтических субстанций в таких секторах, как производство антибиотиков, инсулинов и некоторых других жизненно важных фармацевтических групп. Не разрабатываются меры по обеспечению приоритета отечественных производителей при закупках лекарственных средств за счет бюджетов всех уровней, при условии равнозначности качественных характеристик с импортными препаратами. Требуются решения на уровне Правительства Российской Федерации по преференциям и стимулированию развития отечественной фармацевтической отрасли.

Проблема 4. Низкий уровень подготовки специалистов отрасли в области знаний международных требований (управление качеством, валидация и пр.).

Решение данной проблемы связано как с отсутствием надлежащих специальностей, так и с отсутствием достаточного количества специалистов, способных осуществлять эффективную переподготовку специалистов, и с недостаточным количеством обучающих центров.

Путями решения данной проблемы является участие в программах обучения по линии ВОЗ и Евросоюза. Формирования национального фармацевтического инспектората, организация публикаций международных рекомендательных документов (ICH, WHO)по различным аспектам GMP, а также их гармонизация в российской регуляторной практике.

В апреле 2007 г. в соответствии с поручением совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 22.03.2007 г. подготовлен проект комплекса мер по развитию отечественной фармацевтической промышленности, которые разработала межведомственная рабочая группа по развитию отечественной фармацевтической промышленности (приказ Минздравсоцразвития от 09.04.2007 г. № 244). Одним из основных мероприятий намечен переход отрасли на стандарты GMP.

Исходя из изложенного, основные направления мероприятий по переводу отечественной фармацевтической отрасли на международные стандарты качества фармацевтического производства (GMP) должны быть направлены на обеспечение:

- единства требований к порядку организации производства и контроля качества всех лекарственных средств, находящихся в обращении в Российской Федерации,
- целостности нормативно-правовой базы, относящейся к порядку организации производства и контроля качества лекарственных средств,
- необходимого объёма контроля за соблюдением правил организации производства и контроля качества всех лекарственных средств соответствующим поставленным целям.

Учитывая масштабность проекта и существующую материально-техническую базу отечественной фармацевтической промышленности, программа и план мероприятий по переводу отечественной фармацевтической отрасли на международные стандарты качества фармацевтического производства (GMP) должен быть поэтапным и охватывать период не менее, чем до 01 января 2009г.

В плане должны найти отражение следующие разделы:
- разработка и принятие стандартов GMP,
- конкретизация сроков перехода на GMP,
- схема закрытия предприятий, которые не перешли к намеченному сроку на стандарты GMP.

Учитывая, что по итогам 2006 г. 25 крупных компаний в России выпускают более 80 % лекарственных средств, риск резкого падения производства за счет сокращения количества производителей крайне низок.

Выполнение указанных мероприятий позволит не только создать в стране предприятия, выпускающие лекарственные средства на уровне мировых стандартов, но и ввести персональную ответственность производителей за качество выпускаемой продукции, снизить риск поступления на рынок фальсификата.

В целях решения задач по переводу отечественной фармацевтической отрасли на международные стандарты качества фармацевтического производства (GMP) Минздравсоцразвития России и Росздравнадзором выполнено следующее:

1. Разработано и принято постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. №415 «Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств», содержащее новации, позволяющие осуществлять контрактное производство;

2. Разработаны и утверждены Административные регламенты Росздравнадзора по исполнению государственных функций по регистрации лекарственных средств (Приказ Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 г. №736) и по лицензированию производства лекарственных средств (Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12. 2006 г. №904), устанавливающие требования к валидации производств и лабораторий, организации контрактного производства, содержанию мастер-файла предприятия и т.д.;

3. В соответствии с полномочиями, установленными частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лекарственных средствах» разработан проект Приказа Минздравсоцразвития России о порядке организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), гармонизированный с аналогичными европейскими требованиями;

4. Завершается подготовка XII Фармакопеи Российской Федерации, гармонизированной с Европейской Фармакопеей;

5. Разработаны, утверждены и реализуются на практике требования к программам подготовки специалистов, отвечающих за качество производства лекарственных средств;

6. Разработаны проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О лекарственных средствах»», «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающие, среди прочего, введение института уполномоченных лиц;

7. Разработаны проекты Федеральных законов «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации», устанавливающие, среди прочего, меру ответственности за качество фармацевтической продукции;

8. В рамках договоров о сотрудничестве Росздравнадзором осуществляется практическое взаимодействие с профессиональным объединением экспертов в сфере качества фармацевтического производства (Национальная фармацевтическая инспекция), а также с ведущими ассоциациями (АРФП, AIPM) по вопросам качества фармацевтического производства, в том числе, по соблюдению порядка организации производства и контроля качества лекарственных средств, производимых за рубежом;

9. Совместно с профессиональными ассоциациями подготовлен ряд руководств, которые в добровольном порядке могут использоваться предприятиями отрасли в качестве рекомендаций при подготовке документации, исполнении процедур и т.п.;

10. Введен порядок лицензирования производства лекарственных средств по лекарственным формам, что снижает частоту необходимых обращений организаций-производителей в лицензирующий орган и позволяет Росздравнадзору увеличить объем работ по осуществлению лицензионного контроля по вопросам качества фармацевтического производства.


Заместитель руководителя
Росздравнадзора А.Л.Младенцев

Приложение 1


Проблемы перехода отечественной фармацевтической промышленности на международные стандарты GMP и пути их решения

 

п/п   Проблема  Пути Решения
 1  Отсутствие обязательных правил производства и контроля качества лекарственных средств (в виде технического регламента или иного документа, например: Приказа Минздравсоцразвития РФ)  Приказ Минздравсоцразвития РФ
«Правила производства и контроля качества лекарственных средств» (как наиболее приемлемый для сокращения сроков выхода документа)
 2  Отсутствие эффективных государственных мер воздействия на производителей, деятельность которых не соответствует современным требованиям (см. Справку по проверкам за 2005-2007 г)  Разработка предложений по внесению изменений в законодательную базу
 3  Отсутствие Программы Правительства по мерам стимулирования развития отечественной фармацевтической отрасли  Выход в Правительство РФ с предложением по разработке Программы мер для отечественных производителей фармацевтических препаратов, отсутствие которых представляет угрозу обороноспособности страны (отечественные антибиотики, субстанции, инсулины и пр.).
 4  Низкий уровень подготовки специалистов отрасли в области знаний международных требований (управление качеством, валидация, изучение стабильности и пр.)  Гармонизация международнРазработка программ обучения специалистов с привлечением внутренних и внешних экспертов в области требований GMP

 

Приложение 2


Справка по проверкам организаций-производителей
За 2005-2007 гг

 

 Количество 2005  2006 
2007 
(I-II кв.) 
 Всего проверок  205  221  64
 Проверок по линии государственного контроля  10  13  7
 Принятые меры:
 Аннулировано лицензий  2  8  1
 Приостановлено лицензий  15  11  -
 Составлено протоколов административных правонарушений  -  5  1
 Решения суда в пользу Росздравнадзора  -  4  1
 Количество штрафов (тыс. руб.)
 -  160  50

Оцените, пожалуйста, эту новость:

  • Рейтинг2.9940925500492/5 Звезд
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Rambler's Top100
Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2015. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0025 s Query count: 2 Total time:0.0771 s Source: cache