Банковская гарантия – вынужденная альтернатива страхованию по государственным контрактам

29.12.2009

В течение нескольких лет, начиная с 2007 года, Министерство здравоохранения и социального развития проводит аукционы на поставку дорогостоящих лекарственных средств по «7 нозологиям». Финансирование данного проекта осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом суммы, выделяемые на этот проект, увеличиваются. Если в 2009 году на эти цели планируется потратить 40,5 млрд рублей, то на 2010 год бюджет увеличен почти до 45 млрд руб. Также стоит отметить, что аукционы по поставкам лекарственных средств по «7 нозологиям» на 2010 год планируется провести до конца текущего года.

С финансовой точки зрения участие в аукционе для компаний становится все более капиталоемким.

На первоначальном этапе в качестве обеспечение заявки на участие в аукционе компании предоставляют денежные средства в размере 5 % начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены лота).

При подписании государственного контракта победитель аукциона должен предоставить обеспечение исполнения государственного контракта в размере 30% от цены контракта.

Увеличение суммы лотов (аукционы, проводимые в декабре 2009 года подразумевают поставку лекарственных средств сразу на 10 месяцев (март-декабрь)) требует от участников увеличения как суммы обеспечения заявки, так и размера предоставляемого обеспечения исполнения гос контрактов.

В последних аукционах организаторы воспользовались своим правом в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» отменить страхование ответственности по контракту в качестве обеспечения его исполнения.

Поскольку при получении страхового полиса страховые компании не оценивают финансовое состояние страхователя, то, по мнению участников рынка, отмена страхования ответственности по контракту – один из способов ограничить доступ к аукционам компаний, по которым высока вероятность неисполнения обязательств по выигранным аукционам.

Таким образом, у победителей осталась альтернатива – предоставить банковскую гарантию, сформировать депозит (передать в залог денежные средства) или заключить договор поручительства с третьим юридическим лицом, к которому предъявляются довольно жесткие требования: капитал и резервы должны быть не менее 300 млн рублей, максимальная сумма поручительства – не более 10% от размера капитала и резервов.

Самый приемлемый из этих инструментов для фармацевтических компаний – банковская гарантия. Согласно Гражданскому кодексу банковскую гарантию могут, помимо банков, выдавать также и страховые компании. Однако в аукционной документации при перечислении требований к банковской гарантии не указаны страховые компании как возможные Гаранты. И в настоящее время готовятся изменения в действующие нормативные правовые акты, ограничивающие страховые компании в выдаче банковских гарантий.

Поэтому финансовым директорам компаний необходимо учитывать более жесткие требования банков при предоставлении гарантий, тем более, что сумма обеспечения по некоторым лотам достигает более 1 млрд рублей. Далеко не все банки готовы предоставлять такие гарантии без обеспечения. К тому же процедура оформления залогового обеспечения занимает довольно продолжительное время.

Плюс отмена авансового платежа по государственным контрактам на поставку лекарственных средств на январь-февраль 2010 года в размере 30% вынуждает компании искать дополнительное финансирование для приобретения лекарственных средств.

По нашему мнению, практика отмены страхования ответственности по государственному контракту будет распространяться и на другие аукционы и конкурсы, проводимые в том числе и на региональном уровне.

При этом для банков открывается дополнительный сегмент бизнеса – гарантирование исполнения обязательств по государственным контрактам. Емкость этого сегмента только по одном программе «7 нозологий» — около 13,5 млрд рублей. Но занять новый сегмент смогут только те банки, которые понимают специфику бизнеса фармацевтических компаний и смогут предложить гибкий подход при выдаче гарантий и финансировании под уступку прав денежного требования по государственным контрактам.

Грачев Алексей,

Начальник управления финансирования торговых операций

ОАО АКБ «Пробизнесбанк»

Ссылка:www.dsm.ru

 

 

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0016 s Query count: 6 Total time:0.1003 s Source: cache