Заявление по итогам четырнадцатого совещания Комитета Международных медико-санитарных правил (2005 г.) по чрезвычайной ситуации в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19)

Генеральный директор ВОЗ имеет честь препроводить доклад по итогам четырнадцатого совещания Комитета по чрезвычайной ситуации Международных медико-санитарных правил (2005 г.) (ММСП) в связи с пандемией коронавирусной инфекции 2019 г. (COVID‑19), которое было проведено в пятницу, 27 января 2023 г., с 14:00 до 17:00 (по центральноевропейскому времени).

Генеральный директор ВОЗ согласен с рекомендациями, вынесенными Комитетом в отношении продолжающейся пандемии COVID-19, и заключает, что это событие по-прежнему представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение (ЧСЗМЗ). Генеральный директор признает мнение Комитета о том, что в развитии пандемии COVID-19, как представляется, наступил переломный момент, и принимает во внимание рекомендацию Комитета в отношении проявления осмотрительности при принятии мер во время этого переходного периода и смягчения возможных негативных последствий.

Генеральный директор ВОЗ рассмотрел представленные Комитетом консультативные заключения в отношении предлагаемых временных рекомендаций. Ряд временных рекомендаций, выпущенных Генеральным директором ВОЗ, представлен в конце настоящего заявления.

Генеральный директор ВОЗ выражает свою искреннюю благодарность Председателю и членам Комитета, а также советникам Комитета.

===

Ход работы совещания

Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус приветствовал членов и советников Комитета по чрезвычайной ситуации, совещание которых было проведено в режиме видеоконференции. Он отметил, что на этой неделе исполняется три года с того момента, как в январе 2020 г. пандемия COVID-19 была определена как ЧСЗМЗ. И хотя сейчас положение в мире лучше, чем во время пиковых уровней передачи вируса «омикрон» год назад, за последние восемь недель во всем мире было зарегистрировано более 170 000 случаев смерти, связанных с COVID-19. Кроме того, в глобальных масштабах снизились уровни эпиднадзора и генетического секвенирования, что усложняет отслеживание известных и выявление новых вариантов вируса. В настоящее время системы здравоохранения испытывают трудности, связанные с принятием мер реагирования на COVID-19 в дополнение к оказанию медицинской помощи пациентам с гриппом и заболеванием, вызванным респираторно-синцитиальным вирусом (РСВ), нехваткой трудовых ресурсов здравоохранения и усталостью медицинских работников. Вакцины, терапевтические препараты и средства диагностики были и остаются важнейшим средством профилактики развития тяжелых заболеваний, спасения человеческих жизней и облегчения нагрузки, лежащей на системах здравоохранения и медицинских работниках во всем мире. Тем не менее, меры реагирования на COVID-19 остаются неэффективными в слишком многих странах, которые не в состоянии предоставить эти инструменты наиболее нуждающимся группам населения, таким как пожилые люди и медицинские работники. Генеральный директор ВОЗ выразил благодарность Председателю, членам и советникам Комитета за их работу.

Представитель Бюро юрисконсульта ознакомил членов и советников Комитета с их функциями, обязанностями и мандатом согласно соответствующим статьям ММСП. Сотрудник по вопросам этики из Департамента по обеспечению соблюдения требований, управлению рисками и этике напомнил членам и советникам об их обязанности соблюдать конфиденциальность в отношении обсуждений на совещаниях и работы Комитета, а также об их индивидуальной ответственности за своевременное раскрытие ВОЗ любых интересов личного, профессионального, финансового, интеллектуального или коммерческого характера, которые могут привести к предполагаемому или прямому конфликту интересов. Среди присутствующих членов и советников никаких конфликтов интересов выявлено не было. 

Слово было передано Председателю Комитета по чрезвычайной ситуации профессору Дидье Уссену, который проинформировал о целях совещания: представить Генеральному директору ВОЗ мнение о том, продолжает ли пандемия COVID-19 представлять собой ЧСЗМЗ, и рассмотреть временные рекомендации для государств-участников. 

Секретариат ВОЗ представил глобальный обзор текущего статуса пандемии COVID-19. В соответствии с недавно проведенной оперативной оценкой риска глобальный риск COVID-19 для здоровья человека и уровень его продолжающейся передачи по-прежнему характеризуются как высокие. Секретариат ВОЗ представил следующую информацию: о глобальной эпидемиологической ситуации в связи с COVID-19; о циркулирующих в настоящее время вариантах SARS-CoV-2, вызывающих обеспокоенность, включая нисходящие линии этих вариантов; о неожиданно раннем сезонном возвращении гриппа и РСВ в некоторых регионах, что создает нагрузку на некоторые и без того перегруженные системы здравоохранения; о статусе глобальной вакцинации и смешанного иммунитета; и о новых связанных с поездками медико-санитарных мерах, включая требования к тестированию и вакцинации, которые были введены в ответ на недавнюю волну случаев COVID-19 после внесения изменений в политику.

Секретариат ВОЗ выразил обеспокоенность по поводу продолжающейся эволюции вируса в контексте беспрепятственной циркуляции SARS-CoV-2 и существенного уменьшения объема данных, сообщаемых государствами-членами о заболеваемости, смертности, госпитализации и секвенировании в отношении COVID-19, и подтвердил важность своевременного обмена данными для дальнейшего принятия обоснованных мер реагирования на пандемию.

ВОЗ продолжает тесно сотрудничать со странами по всем аспектам борьбы с COVID-19, в том числе в целях укрепления мер по ведению пациентов с COVID-19 в рамках долгосрочных программ борьбы с болезнями. Секретариат ВОЗ особо отметил оказываемую им поддержку государствам-участникам в следующих областях: поддержание многокомпонентных систем эпиднадзора; осуществление дозорного эпиднадзора с использованием скоординированного глобального подхода для характеристики известных и появляющихся вариантов вируса; укрепление путей оказания клинической помощи при COVID-19; регулярное обновление руководящих принципов в отношении COVID-19; расширение доступа к терапевтическим препаратам, вакцинам и средствам диагностики; и продолжение проведения  исследований «Unity», которые предоставляют ценную информацию о серораспространенности в глобальных масштабах.  

ВОЗ призывает страны сохранять бдительность и продолжать представлять данные эпиднадзора и геномного секвенирования; при необходимости рекомендовать соответствующие целевые медико-санитарные и социальные меры (МССМ), основанные на оценке риска; проводить вакцинацию групп населения, подверженных наибольшему риску, с тем чтобы минимизировать число случаев тяжелого заболевания и смерти; а также регулярно передавать информацию о рисках, отвечая на вопросы населения и взаимодействуя с общинами для улучшения понимания и принятия мер противодействия.

Комитет был проинформирован о том, что во всем мире было введено 13,1 миллиарда доз вакцин против COVID-19, причем серию первичной вакцинации завершили 89% медицинских работников и 81% пожилых людей (старше 60 лет). Значительный прогресс был также достигнут в разработке эффективных медицинских средств противодействия пандемии; в создании глобального потенциала для геномного секвенирования и геномной эпидемиологии; и в понимании того, как бороться с инфодемией в новой информационной экосистеме, включая платформы социальных сетей.  

Совещательное заседание

Комитет рассмотрел достижения и проблемы в связи с ЧСЗМЗ. Комитет отметил усилия ВОЗ, государств-членов и партнеров по достижению существенного глобального прогресса за последние три года.

Вместе с тем члены Комитета выразили обеспокоенность по поводу сохраняющегося риска, связанного с COVID-19, с учетом все еще высокой смертности по сравнению с другими респираторными инфекционными заболеваниями, недостаточного использования вакцин в странах с низким или средним уровнем дохода и в группах высокого риска в глобальных масштабах, а также неопределенности, связанной с появляющимися вариантами вируса. Они признали, что усталость от пандемии и снижение уровней восприятия населением риска привели к резкому сокращению использования медико-санитарных и социальных мер, таких как ношение масок и социальное дистанцирование. Скептицизм в отношении вакцин и продолжающееся распространение ложной информации по-прежнему являются дополнительными препятствиями на пути осуществления важнейших мероприятий в области общественного здравоохранения. В то же время долгосрочные системные последствия постковидного состояния и повышенный риск послеинфекционных сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний, как представляется, будут иметь серьезные негативные последствия для населения, а схемы оказания медицинской помощи таким пациентам ограничены или отсутствуют во многих странах.

Комитет признал, что, несмотря на высокую трансмиссивность сублиний омикрона, циркулирующих в настоящее время в мире, по сравнению с более ранними вариантами вируса, вызывавшими обеспокоенность, наблюдается ослабление связи между инфекцией и тяжелым заболеванием. Вместе с тем вирус сохраняет способность эволюционировать в новые варианты с непредсказуемыми характеристиками.  Комитет указал на необходимость улучшения эпиднадзора и отчетности по случаям госпитализации, поступления в отделения интенсивной терапии и смерти, с тем чтобы лучше понять текущее воздействие на системы здравоохранения и надлежащим образом охарактеризовать клинические особенности постковидного состояния.

Из-за постоянной нехватки и усталости работников здравоохранения, а также наличия конкурирующих приоритетов, включая вспышки других болезней, системы здравоохранения во многих странах остаются перегруженными. Комитет подчеркнул важность сохранения потенциала, созданного в ходе осуществления мер реагирования в связи с COVID-19, и дальнейшего укрепления устойчивости систем здравоохранения.

Статус ЧСЗМЗ

Комитет согласился с тем, что COVID-19 остается опасным инфекционным заболеванием, способным оказывать значительное негативное воздействие на здоровье и системы здравоохранения. Комитет обсудил вопросы о том, требуется ли сохранение ЧСЗМЗ для поддержания глобального внимания к COVID-19, к каким негативным последствиям может привести объявление о завершении ЧСЗМЗ и как обеспечить безопасный переходный период.

Комитет признал, что пандемия COVID-19, возможно, приближается к переломной точке. Достижение более высоких уровней иммунитета населения в глобальных масштабах в результате инфекции и/или вакцинации может ограничить воздействие SARS-CoV-2 на заболеваемость и смертность, но практически нет сомнений в том, что в обозримом будущем этот вирус останется патогеном, прочно адаптировавшимся среди людей и животных. Поэтому крайне необходимы долгосрочные меры в области общественного здравоохранения. Хотя элиминация этого вируса из таких резервуаров инфекции, как человек и животные, крайне маловероятна, смягчение его разрушительного воздействия на заболеваемость и смертность достижимо и должно оставаться приоритетной целью.  

Для дальнейших действий после завершения ЧСЗМЗ требуется целенаправленная приверженность ВОЗ, ее государств-членов и международных организаций разработке и реализации устойчивых, систематических, долгосрочных планов действий по профилактике, эпиднадзору и борьбе. Руководство ВОЗ, разработанное при поддержке соответствующих технических и консультативных групп, должно быть последовательным и должно служить поддержкой для государств-участников в принятии мер и преодолении возможных последствий этого переходного периода.

В этой связи Комитет рекомендовал ВОЗ в консультации с партнерами и заинтересованными сторонами разработать предложение по альтернативным механизмам для поддержания внимания к COVID-19 после завершения ЧСЗМЗ в глобальных масштабах и на национальном уровне, включая при необходимости создание возможного Комитета по обзору для консультирования по выпуску постоянных рекомендаций в соответствии с ММСП.

Комитет также поручил Секретариату ВОЗ представить оценку нормативных последствий для разработки вакцин, средств диагностики и терапевтических препаратов и выдачи разрешений на них в случае завершения ЧСЗМЗ в ближайшие месяцы.  

Комитет также призвал ВОЗ провести оценку интеграции эпиднадзора за COVID-19 в Глобальную систему эпиднадзора за гриппом и принятия ответных мер и при необходимости ускорить ее.

===

Временные рекомендации, выпущенные Генеральным директором ВОЗ для всех государств-участников

 

  1. Сохранять набранные темпы вакцинации против COVID-19 для достижения 100%-го охвата высокоприоритетных групп с учетом изменяющихся рекомендаций СКГЭ в отношении использования ревакцинирующих доз. Государствам-участникам следует планировать интеграцию вакцинации против COVID-19 в программы иммунизации на протяжении всей жизни. Регулярный сбор данных и отчетность по охвату вакцинами должны включать как первичные, так и ревакцинирующие дозы. (Global COVID-19 Vaccination Strategy in a Changing World: July 2022 updateДорожная карта СКГЭ ВОЗ по приоритетному порядку использования вакцин против COVID-19, обновлена в январе 2023 г.; Предварительное заявление о применении ревакцинирующих доз мРНК-вакцин против COVID-19, допущенных к применению в условиях чрезвычайной ситуацииGood practice statement on the use of variant-containing COVID-19 vaccinesПоведенческие и социальные факторы вакцинации: инструменты и практические рекомендации по достижению высоких показателей охвата.)

     

  2. Улучшить представление в ВОЗ данных эпиднадзора за SARS-CoV-2. Повышение качества данных необходимо для обнаружения, оценки и мониторинга появляющихся вариантов вируса; выявления существенных изменений в эпидемиологии COVID-19; и понимания бремени COVID-19 во всех регионах. Государствам-участникам рекомендуется применять комплексный подход к эпиднадзору за респираторными инфекционными заболеваниями на основе эффективного использования Глобальной системы эпиднадзора за гриппом и принятия ответных мер. Эпиднадзор должен охватывать информацию о репрезентативных индикаторных группах населения, а также данные эпиднадзора на основе сигнальных событий, надзора за сточными водами человека, эпиднадзора по данным серологического скрининга и надзора за окружающей средой на стыке взаимодействия животных и человека. ВОЗ следует продолжать работу с государствами-членами для обеспечения надлежащего потенциала и охвата эпиднадзора за COVID-19 в целях оперативного выявления каких-либо существенных изменений вируса и/или его эпидемиологии и клинических последствий, включая госпитализацию, с тем чтобы ВОЗ могла при необходимости инициировать соответствующее оповещение в глобальных масштабах. (Эпидемиологический надзор за COVID-19)

     

  3. Повысить уровни использования и обеспечить долговременную доступность медицинских средств противодействия пандемии. Государствам-участникам следует расширять доступ к вакцинам, средствам диагностики и терапевтическим препаратам в отношении COVID-19 и рассмотреть вопрос о подготовке к одобрению этих медицинских средств противодействия вне Процедуры оценки и внесения в Перечень медицинской продукции, одобренной к закупке в условиях чрезвычайной ситуации, а в рамках обычных нормативно-правовых механизмов. (Therapeutics and COVID-19: living guidelineCOVID-19 Clinical Care Pathway.)

     

  4. Поддерживать прочный национальный потенциал для принятия мер реагирования и готовиться к будущим событиям, с тем чтобы избежать возникновения цикла паники и пренебрежения. Государства-участники должны рассмотреть вопрос о том, как усилить готовность стран к реагированию на вспышки болезней, в том числе путем уделения повышенного внимания наращиванию потенциала трудовых ресурсов здравоохранения, профилактике инфекций и инфекционному контролю, а также финансированию в целях обеспечения готовности к респираторным и нереспираторным патогенам и принятия мер реагирования в этой связи. (Аналитические записки ВОЗ о COVID-19Strengthening pandemic preparedness planning for respiratory pathogens: policy brief.)

     

  5. Продолжать работу с общинами и их лидерами для решения проблемы инфодемии и эффективного осуществления медико-санитарных и социальных мер (МССМ) на основе оценки риска. Информирование о рисках и взаимодействие с общинами должны быть адаптированы к местным условиям и направлены на борьбу с распространением недостоверной информации и дезинформации, подрывающих доверие к медицинским средствам противодействия и МССМ. Государствам-участникам следует укреплять понимание общественностью, средствами массовой информации и общинами развивающейся науки с целью поощрения действий и мер политики, основанных на фактических данных. Государствам-участникам следует продолжать мониторинг реакции отдельных лиц и общественности на осуществление МССМ и уровней использования вакцин против COVID-19 и их приемлемости, а также осуществлять меры, включая коммуникационные стратегии, в поддержку надлежащего использования.  (ресурсы ВОЗ для информировании о рискахПринципы реализации и корректировки мер по защите здоровья населения и социальных мер в связи с распространением COVID-19.)

     

  6. Продолжать корректировать какие-либо оставшиеся меры, связанные с международными поездками, на основе оценки рисков и не требовать представления доказательств вакцинации против COVID-19 в качестве обязательного условия для международных поездок. (Interim position paper: considerations regarding proof of COVID-19 vaccination for international travellers; Стратегические соображения, касающиеся применения подхода на основе оценки риска в сфере международных пассажирских перевозок в условиях COVID-19.)

     

  7. Продолжать оказывать поддержку исследованиям по разработке усовершенствованных вакцин, снижающих уровни передачи инфекции и имеющих широкое применение, а также исследованиям, направленным на понимание полного спектра, распространенности и воздействия постковидного состояния и на разработку соответствующих путей оказания комплексной медицинской помощи.

Ссылка: https://www.who.int/ru/news/item/30-01-2023-statement-on-the-fourteenth-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-coronavirus-disease-(covid-19)-pandemic

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0129 s Query count: 17 Total time:0.1368 s Source: database