Пресс-релиз пресс-конференции "Доклад Формулярного комитета РАМН "О состоянии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации. 2008 г."

15.02.2009

Формулярный комитет Российской академии медицинских наук - экспертный общественный орган - более 12 лет занимается проблемами лекарственного обеспечения населения России.

Нашими усилиями 10 лет назад Перечень лекарственных средств (ЛС), направленный на поддержку отечественной фарминдустрии, превратился в перечень ЛС, жизненно необходимых больным людям. За эти годы проведены сотни экспертиз ЛС, в перечень внесены целые классы ЛС, например противоопухолевых, для лечения заболеваний почек, применяемых при патологии нервной системы факторы свертывания и т.д. Все решения принимаются экспертами на основании установленных, гармонизированных с международными, правил, гласно, этично, с привлечением широкой медицинской общественности, организаций пациентов и информированием прессы.

Именно предлагавшиеся экспертами комитета стратегии развития лекарственного обеспечения были реализованы (увы, частично) в виде оплаты части ЛС для части населения через фонд медицинского страхования с 2005 г. (ДЛО); при выделении 17 дорогостоящих редких ЛС в отдельную группу для оплаты их из средств федерального бюджета с 2008 г.; при определении уполномоченных поставщиков; при создании формуляров медицинских организаций и проведении анализа затрат на ЛС клиническими фармакологами; при создании Профессиональной службы по редким заболеваниям; при разработке протоколов ведения больных.

Нерешенные или решенные частично проблемы в сфере лекарственного обеспечения обострились в условиях экономического кризиса. Формулярный комитет на примерах демонстрирует реальные болевые точки лекарственного обеспечения:

- проблемы регистрации ЛС (неоправданная длительность, отсутствие прозрачности при экспертизе документов; отсутствие преференций для редко применяемых ЛС; отсутствие сопоставлений клинической эффективности между оригинальными ЛС и дженериками);

- физическую и экономическую недоступность ЛС для больных (менее 10% граждан страны могут рассчитывать получить необходимые лекарства в рамках государственного возмещения стоимости ЛС; крайне мало детских форм ЛС; не предусмотрено снабжение отдаленных небольших поселений);

- нарушения этических норм (реклама, наносящая вред здоровью; заинтересованность врачей в продажах ЛС и БАД, конфликты интересов),

- проблемы ценообразования (запутанная система торговых наценок; отсутствие учета, при расчетах с иностранными производителями, колебаний курса рубля; кратные различия в цене на одно и то же ЛС в аптеках);

- проблемы обеспечения больных с редкими, но излечимыми заболеваниями (высокая стоимость лечения и отсутствие средств в бюджетах субъектов Федерации).

Формулярный комитет РАМН в докладе показал, как можно создать систему лекарственного обеспечения в стране при имеющемся дефиците ресурсов: эти предложения конкретны и просты.

Государство должно взять на себя оплату затрат на жизненно необходимые ЛС для всех граждан страны. Назначение жизненно необходимых ЛС должно регулироваться стандартами медицинской помощи и протоколами ведения больных. Отбор жизненно необходимых ЛС должен проводиться с применением доказательств эффективности и экономической целесообразности, открыто, публично.

На жизненно важные ЛС должны быть установлены референтные цены, единые для всей страны, а дистрибьюторы и аптеки должны получать оплату за свои услуги.

Из медицинской практики следует исключить ЛС, эффективность которых проверялась и не была доказана.

Для редко применяемых (сиротских) и особо дорогостоящих ЛС должна быть предусмотрена иная система закупок (уполномоченные дистрибьюторы; доступность не зарегистрированных в России ЛС) и адресной доставки, например, почтой.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению ЛС уязвимых групп населения - жителей отдаленных регионов, военных гарнизонов, граждан, находящихся в местах лишения свободы, домах престарелых, психоневрологических диспансерах, детей в интернатах, одиноких, больных, зависимых от лекарств и т.д. Развитие отечественной фарминдустрии должно быть напрямую связано с производством жизненно необходимых ЛС, специальных лекарственных форм для детей, для заболеваний глаз и др.

Предложения Формулярного комитета высказывались в прямых обращениях в Минздравсоцразвития и в публикациях. Однако, наметившееся в последние годы сокращение диалога власти и гражданского общества, привело к тому, что предложения экспертов либо не рассматриваются вовсе, либо решения принимаются без общественного обсуждения.

Более того, Минздравсоцразвития в последнее время активно препятствует работе по стандартизации в здравоохранении: с ноября 2007 г. не утвержден ни один стандарт при наличии более 600 проектов документов, Ростехрегулированию предложено изменить состав, правила и план работы технических комитетов по стандартизации в здравоохранении и прекратить разработку протоколов ведения больных.

Обсуждаемая Концепция развития здравоохранения до 2020 г., разработанная Минздравсоцразвития, недостаточно оправдана экономически и клинически и не учитывает необходимость развития системы лекарственного обеспечения. В прессе упоминается о создании еще нескольких концепций, связанных с лекарственным обеспечением, но их содержание не известно.

Формулярный комитет считает, что Российское государство не может в дальнейшем существовать как социальное государство без справедливого лекарственного обеспечения всего населения страны.

Представляется, что многие вопросы всеобщего лекарственного обеспечения должны быть закреплены на законодательном уровне, а не на уровне нормативного регулирования.

Система лекарственного обеспечения может и должна быть создана при существующем уровне финансирования отрасли, что позволит перераспределить затраты с неэффективных сегментов на эффективные и обеспечить медицинскую помощь гражданам адекватным лекарственным лечением.

Формулярный комитет РАМН открыт к сотрудничеству, имея в арсенале знания технологий лекарственного обеспечения и конкретные предложения по радикальному изменению ситуации.

Ссылка: www.rspor.ru

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0045 s Query count: 17 Total time:0.1261 s Source: database