Лекарства сделают ещё недоступнее

22.08.2009

Минпромторг предлагает установить повышенные таможенные пошлины на все непатентованные лекарства. Граждане должны лечиться отечественными средствами, а не выбирать из десятка препаратов, произведённых в разных концах света. Для потребителей это означает повышение цен, а для производителей — порцию допинга, которая в краткосрочном периоде сделает их богаче, а в долгосрочном поместит в тепличные условия, где нет стимулов совершенствоваться.

Во время августовского затишья министерство промышленности и торговли опубликовало проект стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года . Одна из поставленных целей — довести долю отечественных производителей на внутреннем рынке лекарств к 2020 году до 50% (сейчас она составляет 19% в стоимостном выражении). Ради этого в министерстве предлагают резко повысить таможенные пошлины на значительную часть импортных лекарств и субстанций (субстанции — это фармакологически активные вещества, из которых делают лекарства).

Справка

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года подготовлена Минпромторгом РФ по поручению правительства и находится на согласовании.

Основные программы, предусмотренные стратегией:
- «Повышение квалификации кадров и создание инфраструктуры»;
- «Переход на GMP» (современные стандарты производства);
- «Разработка лекарственных средств».

Заявленные цели:

- увеличение доли продукции отечественного производства в общем объёме потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 году;
- увеличение доли инновационных лекарственных препаратов, реализуемых на территории РФ, до 60% в стоимостном выражении (инновационные препараты — это препараты, не имеющие аналогов);
- увеличение экспорта фармацевтической продукции в 8 раз по сравнению с 2008 годом;
- обеспечение лекарственной безопасности Российской Федерации;
- доведение производства фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации до уровня, позволяющего обеспечить выпуск 50% готовых лекарственных форм в стоимостном выражении (для форм, включённых в список стратегических лекарственных средств, — не менее 85%).

На реализацию этих целей в 2009—2020 годах предполагается потратить 177 млрд рублей в ценах февраля 2009 года.

Дискриминация чужих производителей и своих пациентов

Любое лекарство кто-то сначала должен изобрести. По сложившейся практике компания, открывшая и зарегистрировавшая лекарство, получает на него патент. В течение срока действия патента — в среднем это 20 лет — никто другой не имеет права производить чудо-средство (тут есть тонкости). Когда патент перестаёт действовать, препарат могут совершенно законно производить все желающие. Такие неоригинальные, но эквивалентные оригиналу препараты называются дженериками.

Сейчас, если речь идёт о лекарствах, срок патентной защиты которых истёк, у российских врачей и больных есть выбор между оригинальным препаратом и дженериками, отечественными и импортными. Оригинал, как правило, дороже, дженерики подешевле. Разница в цене отчасти объясняется готовностью потребителя платить за бренд, отчасти — разницей в качестве. Любой врач скажет, что дженерики бывают разные: хорошие, приемлемые и отвратительные. Пример отвратительного — так называемый брынцаловский инсулин.

Россия не является великой фармацевтической державой и практически не изобретает оригинальных препаратов. Российская фармацевтическая промышленность выпускает дженерики, конкурирующие с импортными дженериками. Минпромторг решил помочь своим и обложить импорт всех лекарств, на которые не распространяется патентная защита, таможенными пошлинами, причём, как написано в стратегии, «повышенными», то есть, вероятно, запретительными. То же самое чиновники хотят сделать и с исходниками — субстанциями, из которых делают лекарства.

Что это означает для российских производителей? На какое-то время им станет, безусловно, легче жить, особенно тем, которые сейчас неконкурентоспособны. Приятно выйти на старт и увидеть, что твои соперники должны бежать дистанцию в чугунных лаптях. Но создаются ли при этом условия для взыскуемого правительством инновационного прорыва? Ведь, когда конкуренты не дышат в спину, проще и рациональнее не стремиться в заоблачные выси, а тупо клепать что-то минимально приемлемого качества (не отраву, конечно, но и не супертаблетки): всё равно ведь купят, никуда не денутся.

Что будет с нами? Мы будем платить, кроме всего, за что мы уже платим, и за безбедную жизнь родной фармы. Подорожание импортных дженериков не просто скажется на наших кошельках. В результате повышения пошлин многие импортные лекарства будут вытеснены с рынка российскими аналогами. После этого, разумеется, оставшиеся на рынке российские производители, как и любые нормальные производители на их месте, повысят цену на свою продукцию. Подорожают не только импортные лекарства — подорожают все лекарства. Никакие административные меры тут не помогут: законы рационального экономического поведения не перешибёшь никакой плетью.

Сегодня и завтра

Сейчас на некоторые виды фармацевтической продукции тоже есть таможенная пошлина . Ключевое слово в данном случае «некоторые». Например, пошлиной 10% облагаются лекарственные средства, содержащие в качестве основного действующего вещества глюконат кальция, ацетилсалициловую кислоту или парацетамол. На вату и лейкопластырь тоже действует 10-процентная пошлина. Факторы свёртываемости крови обложены по 5-процентной ставке. Конечно, и эти пошлины искажают стимулы для производителей. Конечно, любые таможенные поборы вынимают деньги из наших карманов — ведь в итоге за всё платит потребитель. Но на общем фоне это не ужас-ужас. Минпромторг же предлагает, судя по общему тону, воздвигнуть прямо-таки спецкордон перед иностранными производителями дженериков и субстанций.

Особенно неприятно то, что идея повысить пошлины появилась в тексте стратегии после того, как её переработали. В первом варианте её не было. Опасная мода на дискриминацию чужих производителей и своих потребителей уже шагает по стране. С февраля действует позорный приказ Минэкономразвития РФ от 5 декабря 2008 года, предоставляющий отечественным производителям 15-процентную ценовую льготу при госзакупках . За удовольствие приласкать отдельных отечественных поставщиков платит бюджет — деньгами всех российских граждан и всех российских производителей.

Минпромторг пытается обставить свои инициативы оговорками. Мол, пошлины будут повышены только при условии полного обеспечения потребностей внутреннего рынка качественными, не уступающими импортным аналогам отечественными препаратами. Но кто может судить о качестве препарата, кроме потребителя, голосующего кошельком, и врача, рискующего репутацией? Если отечественные лекарства будут лучше импортных, да ещё и дешевле, люди с радостью перейдут на них без всяких понуканий из ведомства Христенко. Получается, что те, кто желает повысить пошлины, либо сомневаются в способности российской промышленности производить качественные лексредства, либо полагают, что российские лекарства, если их производить в соответствии с мировыми стандартами, окажутся дороже, чем у фармацевтов из других развивающихся стран (например, из Индии). Так или иначе, стратегия ещё не принята и дурная идея пока что остаётся дурной идеей. Есть надежда, что протесты медицинского сообщества и куда более многочисленного сообщества пациентов — или, чем чёрт не шутит, здравый смысл — заставят правительство отказаться от мысли решить проблемы части российских фармацевтических компаний за счёт интересов больных.

Источник: Центр Фармакоэкономических  Исследований

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0014 s Query count: 6 Total time:0.0948 s Source: cache