Доступ к основным лекарствам в национальных конституциях

30.11.2010

SK Perehudoff a, RO Laing b и HV Hogerzeil b

a. Faculty of Exact and Life Sciences, Free University of Amsterdam, Amsterdam, Netherlands.
b. Department of Essential Medicines and Pharmaceutical Policies, World Health Organization, 20 avenue Appia, 1211, Geneva, 27, Switzerland.

Корреспонденция для Hans V Hogerzeil (Эл. почта: hogerzeilh@who.int).

Бюллетень Всемирной организации здравоохранения 2010;88:800-800. doi: 10.2471/BLT.10.078733

Доступ к основным лекарствам надлежащим образом обоснован в международном законодательстве в качестве составной части права на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья ("права на здоровье"). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году, призывает государства-участников принять меры по обеспечению доступа к медицинскому обслуживанию для всех. Замечание общего порядка №14, добавленное в 2000 году, распространяет принципы доступности, наличия, соответствия и гарантированного качества на товары и услуги, включая основные лекарства, как определено Программой действий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по основным лекарствам.

Одним из важных факторов успешного правового обеспечения доступа к основным лекарствам является включение принципов права на здоровье в национальные конституции. По данным одного исследования, в 11 из 12 стран со средним уровнем дохода, где были успешно проведены судебные дела в поддержку доступа, имеются соответствующие положения в конституции, а в 12-й стране международные соглашения, ратифицированные государством, получают статус национального закона.1Поэтому, конституционное признание права на доступ к продуктам и технологиям медицинского назначения стало показателем прогресса страны в Среднесрочном стратегическом плане ВОЗ на 2008-2012 годы.2 Недавно ВОЗ опубликовала первое базовое исследование по этому показателю, включая базу данных и анализ всех положений национальных конституций, имеющих отношение к здоровью.3 3

По данным исследования, 135 (73%) из 186 национальных конституций содержат положения о здоровье или о праве на здоровье. Из них в 95 (51%) конституциях упоминается право на доступ к медицинским учреждениям, товарам и услугам, в 62 (45%) конституциях упоминается справедливость и недискриминация, а 111 (82%) конституций содержат одну или более статей, гарантирующих право на лечение на равных основаниях или свободу от дискриминации.

В четырех национальных конституциях (2%) особо упоминается всеобщий доступ к лекарствам. В Мексике "(женщины) имеют право на получение медицинской и акушерской помощи, лекарств, услуг медсестер и услуг по уходу за детьми. Члены семьи работника имеют право на медицинскую помощь и лекарства в тех случаях и размерах, которые установлены законом". В Панаме "государство в первую очередь обязано (…) поставлять лекарства для всех людей". В Филиппинах "государство (…) прилагает усилия для обеспечения доступа к основным товарам, медико-санитарным и другим социальным услугам для всех людей по доступной стоимости". В Сирийской Арабской Республике "государство защищает здоровье граждан и обеспечивает их средствами защиты, лечения и медикаментозного лечения".

В некоторых конституциях, таких как конституции Кубы, Никарагуа и Южной Африки, приводятся очень четкие формулировки для более обобщенного описания доступа к медицинской помощи, товарам и услугам с использованием таких слов, как "без исключений", "каждый" и "все граждане независимо от …". Некоторые конституции, например конституции Никарагуа, Филиппин и Вьетнама, содержат положения, сфокусированные на неимущих и находящихся в неблагоприятном положении группах населения. В конституциях Эквадора и Панамы оговорено, что национальная политика в области лекарств разрабатывается и проводится в рамках конституционных обязанностей.

Имеется, по меньшей мере, три разных пути к признанию права на здоровье в рамках национальных правовых систем. Самая твердая государственная приверженность обеспечивается путем включения права на основные товары и услуги в национальную конституцию. Вторым подходом является конституционное признание того, что международные соглашения, ратифицированные государством, получают статус национального закона. Такой вариант, доступный для 31 страны, уже был использован в знаменательном судебном решении в Аргентине.4 Третий вариант – включение прав на здоровье в другие национальные законы – проще осуществить, но его также проще изменить или отменить. Это тема другого исследования, проводимого в настоящее время.

Полный спектр стратегий для обеспечения всеобщего доступа к основным лекарствам на основе рационального отбора, доступных цен, устойчивого финансирования и надежных систем здравоохранения описан во многих других документах.5,6 Конституционное признание права на доступ к основным лекарствам является важным свидетельством национальных ценностей и приверженности, но не является ни гарантией, ни решающей мерой, как это видно на примере тех стран, где системы здравоохранения терпят неудачу, несмотря на наличие надлежащих положений в конституции, и тех стран, где имеется надлежащий доступ, несмотря на отсутствие таких положений. Тем не менее, многие судебные дела в Америке показали, что конституционное признание способствует формированию важной поддерживающей среды, особенно в странах со средним уровнем дохода, где идет процесс создания систем медицинского страхования и пациенты становятся более осведомленными и более требовательными в отношении своих прав.1 Конституции, принятые позднее, включают более твердые обязательства, возможно, под позитивным воздействием глобального развития права на здоровье на протяжении последних 50 лет.

Использование политических возможностей для обновления конституции страны – это шанс для приведения национальных ценностей и чаяний в соответствие с международными стандартами в области прав человека. Новые конституции должны учитывать основные принципы прав человека и, особенно, право на здоровье и справедливый доступ к основным товарам и услугам медицинского назначения. Таким образом, конституционные рамки могут стать ценными амбициозными заявлениями, являющимися основой для других законов и стратегий. Моделью могут послужить примеры, приведенные в недавнем исследовании ВОЗ.


Библиография
1. Hogerzeil HV, Samson M, Casanovas JV, Rahmani-Ocora L. Is access to essential medicines as part of the fulfilment of the right to health enforceable through the courts? Lancet 2006; 368: 305-11 doi: 10.1016/S0140-6736(06)69076-4 pmid: 16860700.
2. Medium-term strategic plan 2008–2013. Geneva: World Health Organization; 2007:87.
3. Perehudoff SK. Health, essential medicines, human rights and national constitutions. Amsterdam: Vrije Universiteit Amsterdam; 2008. Available from: http://www.who.int/medicines/areas/human_rights/Perehudoff_report_constitutions_2008.pdf [accessed 7 October 2010].
4. Campodonico de Beviacqua. Ana Carina vs. Ministerio de Salud y Acción Social. Constitutional Court. File C. 2000;823:XXXV [Argentina].
Implementing the third WHO medicines strategy 2008-2013. Geneva: World Health Organization; 2009. Available from: www.who.int/medicines [accessed 7 October 2010].
6. Hogerzeil HV. Human rights and essential medicines: what can they learn from each other? Bull World Health Organ 2006; 84: 371-5 doi: 10.2471/BLT.06.031153 pmid: 16710546


Ссылка:www.who.int

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0141 s Query count: 17 Total time:0.2647 s Source: database