Почему в России популярны неэффективные лекарства

12.03.2012

Вновь заговорили о запрете рекламы лекарств как способе борьбы с самолечением. Казалось, такое можно только приветствовать, если бы это ни было крупицей на фоне нашей почти нерегулируемой системы лекарственного обеспечения. Отмена рекламы ничего не изменит, если мы, наконец, не перейдем к новой системе здравоохранения, основанной на международных стандартах.

В отличие от США и Европы, у нас население в большом количестве покупает лекарства за свои деньги – и государство, и страховые компании принимают участие в лекарственном обеспечение частично. Потому потребители при покупке опираются преимущественно на свои собственные знания: личный опыт и рекомендации знакомых, рекламу. Врачи стоят лишь на третьем месте. И сколько бы последние ни жаловались на таких безответственных пациентов, ничего с этим сделать не могут. Система медпомощи у нас такова, что заболевшего человека не ждут ни в поликлинике, ни в больнице.

Предположим, что больной обратился за профессиональной помощью. Однако это не гарантирует ему качество медицинских услуг. Деятельность врача никто не контролирует. Он может руководствоваться какой угодно логикой: например, понимая, что лекарство, которое его пациенту действительно нужно, тот не потянет финансово, выписывает другое – которое не навредит, и может, даст ему веру. Это не значит, что к докторам надо представить милиционеров. Но вероятность сделать ошибку гораздо выше, если нет никого, кто будет ее отслеживать и следить за уровнем квалификации врача.

Подобные функции могли бы взять на себя страховые компании – они ведь не хотят обанкротиться. Они же могли бы нанимать научные учреждения, которые будут проверять обоснованность выписанного рецепта и качество выписываемых препаратов. На лекарственном рынке должна осуществляться постоянная экспертная работа: к примеру, совет, который проверяет гипотезы, не подтвержденные временем, и изымает из оборота неэффективные лекарства. У нас же пока это делается преимущественно в отношении тех препаратов, которые изымаются во всем мире.

Кто в России сегодня несет ответственность за некачественное лечение? Лечебное учреждение. А надо переходить на персональное лицензирование врачей. Почему, например, специалист по ценным бумагам, который отвечает за деньги, должен получать лицензию, а врач, которые отвечает за здоровье, – нет? Если вам говорят, что запустить такую систему у нас сложно – не верьте. Запустили же у нас систему обязательного страхования автогражданской ответственности. Так давайте переведем лекарственное обеспечение в таком же порядке на страховые рельсы. Конечно, это приведет к дополнительным барьерам – иногда система, при которой тебе не надо идти к врачу, и ты можешь просто пойти в аптеку и купить лекарство, скажем, от диареи, удобнее. Но плюсов все же больше.

Отсюда огромное число неэффективных лекарств. Само их существование объясняется тем, что люди могут заблуждаться или что наука идет вперед. Например, раньше повышенное давление лечили кровопусканием. Кроме того, в любой стране есть свои национальные особенности и традиционная медицина. В России все знают, что если ты простыл, то надо сходить в баню и выпить водочки с медом. Действует это или нет – вопрос другой, но все верят. А когда я работал в Китае, столкнулся с тем, что американские и европейские препараты, популярные во всем мире, тяжело продаются. Потому что там вообще другое представление о медицине – например, полно препаратов из половых желез животных для повышения потенции. 

Есть ряд лекарств, доказать эффективность которых просто невозможно. Например, иммуномодуляторы. Если лекарство лечит – оно переводит человека из одного состояния в другое. У тебя была высокая температура – стала нормальная, ты не мог встать – начал ходить. А иммунитет измерить нельзя.

Отдельная тема: лекарства-плацебо. Существую недуги, при которых человеку действительно нужна помощь, и такие, где требуется лишь вера. Например, чтобы у человека прошел насморк, лекарств не нужно (не считая разных капель в нос, снимающих симптомы). Тем не менее, на рынке есть препараты, «лечащие» насморк или простуду. Это не самое страшное: кушайте любые лекарства, лишь бы было на душе легче. Но когда человеку нужны жизнесберегающие лекарства, самолечение и неэффективность препаратов может стоить ему трудоспособности и даже жизни.

Тот факт, что в России есть лекарства, о неэффективности которых все говорят, но ничего с этим не делают, означает, что у нас нет механизма их отслеживания. Лично я настороженно отношусь к лекарствам, которые не прошли регистрацию FDA (Food and Drug Administration – Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США) и имеют регистрацию только на локальных рынках. Почему? Все препараты, которые не существуют в Европе и есть только у нас, как правило, не соответствуют высоким стандартам доказательства эффективности. Очень часто это касается препаратов не только отечественных, но и выпускаемых зарубежными компаниями. И наличие неэффективных лекарств на нашем рынке – тоже лишь следствие отсутствия развитой системы медицинской помощи.

Андрей Младенцев

Ссылка:slon.ru

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0083 s Query count: 17 Total time:0.1423 s Source: database